Дороже и тяжелее: чего ожидать от налоговых новаций Кабмина

Обсуждение налоговой реформы в Украине велось с лета 2014 г., а в сентябре часть из этих идей трансформировалась в правительственный законопроект №5079, утверждает Наталья Ульянова, директор департамента налогового планирования юридической фирмы ICF. Но его, невзирая на активный лоббизм со стороны премьер-министра, парламентарии рассматривать отказались, назвав документ недоработанным и направленным на усиление налоговой нагрузки. В итоге, на фоне выборов и формирования нового Кабинета министров, реформа отошла на второй план.
Однако правительство не отказалось от идеи войти в 2015 г. с новой налоговой системой, очередную концепцию реформирования которой подготовил Минфин, и выстроить на ней бюджет.
После долгих прений в зале парламента, в ночь с 28 на 29 декабря депутаты все-таки проголосовали за пакет изменений в Налоговый кодекс. И хотя в принятый законопроект под № 1578 вошли далеко не все нормы, которые обсуждались за последний месяц, и бизнес, и украинских граждан уже с 2015 г. ждут достаточно серьезные изменения.
:: Сократить или добавить?
Депутаты все-таки согласились с тем, что количество налогов будет сокращено с 22 до 9. Но, вопрос в том, будет ли это сокращение реальным или окажется по большей части слиянием налогов. Например, проект, за который голосовал парламент, предусматривал, что рентная плата будет включать в себя 5 сборов. Целевую надбавку к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию попросту заменят акцизом на электроэнергию. А сбор за регистрацию транспортного средства должен был превратиться в акцизный налог. Более того, появится еще и акциз с реализации через розницу алкогольных напитков, табачных изделий по ставке до 5%.
Ликвидируются сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, за места для парковки и туристический сбор, акцизы на операции с ценными бумагами и деривативами, которые на наполнение бюджета особо не влияли.
Кроме того, премьер пообещал, что на проверки малого и среднего бизнеса будет введен двухлетний мораторий. В то же время, для крупного бизнеса, увы, ничего не меняется: Кабмин предупредил о сохранении "высоких ставок налогов, которые действуют и сегодня". Продлеваются все высокие ставки, которые действуют на сегодняшний день по налогообложению ренты на нефть, газ и других полезных ископаемых.
В то же время, предпринимателей готовят к вынужденному использованию кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций). Так, уже с июля 2015 г. РРО будут использовать предприниматели третьей группы, которые ведут торговую деятельность на рынках и с передвижных точек. Вторая группа СПД перейдет на применение кассовых аппаратов с 1 января 2016 г. Однако удастся ли фискальным органам обеспечить должный контроль использования РРО и реализовать техническую сторону этого нововведения - большой вопрос. По крайней мере, проблемы, с которыми столкнулся украинский бизнес в 2014 г. после перехода на онлайн-формирование кассовых чеков, это еще раз подтвердили.
Наконец-то парламент решил дальнейшую судьбу НДС. Пусть и отчасти. Так, систему электронного администрирования и так называемых "спецсчетов" будут внедрять не с 1 января, а с 1 февраля. И то, пока в тестовом режиме, вплоть до 1 июля 2015 г. Шаг разумный, но главное, чтобы за отведенных 5 месяцев правительство и Государственная фискальная служба решили проблемы, препятствующие реформированию НДС. Как с автоматическим возмещением, так и возвратом накопленных до 2015 г. сумм налогового кредита и учетом налоговых накладных.
Также депутаты решили ликвидировать возврат НДС для агропроизводителей и зернотрейдеров, что уже вызвало недовольство представителей агробизнеса. И хотя в качестве компенсации парламент решил оставить для сельхозпроизводителей специальный режим налогообложения, от этого утешения мало. Размер фиксированного налога с 2015 года увеличится в 16 раз (в связи с применением новых коэффициентов индексации). Вырастет в 10 раз и земельный налог. Поэтому, давление на АПК, так или иначе, увеличится, что вряд ли целесообразно, учитывая и без того плачевное состояние украинского бизнеса.
Планируется усилить контроль трансфертного ценообразования. Отныне предусмотрено проведение связанных сделок на таких условиях, как и сделок между независимыми партнерами. Помимо этого к контролируемым будут относиться операции, объем которых составляет более 1 млн грн или 3% оборота. Но в данном случае применение новых норм выглядит как очередная "страшилка", поскольку базовый закон "О трансфертном ценообразовании", принятый Верховной Радой летом 2013 г., не заработал до сих пор.
:: Открывайте карты, господа!
Впрочем, физических лиц депутаты тоже не обделили своим вниманием. Во-первых, для пассивных доходов ввели новую ставку. Проценты, роялти, инвестиционные доходы (в том числе инвестиционных фондов) будут облагаться по 20%. Для дивидендов ставка составит от 5% до 20%. Но в нынешних экономических условиях повышение отчислений приведет лишь к еще большему оттоку средств из экономики.
Во-вторых, увеличена нагрузка на владельцев недвижимости. Правда, изначально планировалось, что льгота по уплате налога на недвижимое имущество будет полностью ликвидирована (она составляла необлагаемые 120 кв.м. для квартир и 150 кв.м. - для частных домов). Но в итоге, депутаты сократили эту площадь до 60 и 120 кв.м. соответственно. Однако под налог попала коммерческая недвижимость (в том числе - нежилая). Кроме торговых точек и МАФов, которые являются собственностью предпринимателей.
В-третьих, появится новый налог для владельцев авто высокого класса, объем двигателей которых составляет свыше 3 литров, а возраст - до 5 лет. Сумма налога составит 25 тыс грн. Однако такой критерий выглядит некорректным, поскольку мощность двигателя и стоимость современных авто далеко не всегда коррелируют друг с другом. Поэтому не исключено, что под действие этого налога попадут обладатели автомобилей среднего ценового сегмента, в то время как собственники дорогостоящих транспортных средств уйдут от его уплаты.
Помимо этого, все товары, ввозимые на территорию Украины гражданами, будут облагаться сбором в размере 10%. Эта же 10%-я пошлина будет распространяться на весь импорт продуктов питания, алкоголя и табака (и это вдобавок к акцизному сбору с пива, алкоголя, табачных изделий). Кроме того, 5% пошлины будет взиматься для всех остальных импортных товаров, кроме энергоносителей, лекарственных препаратов и некоторых видов медоборудования. Так что дальнейшего роста цен на продукты и многие другие потребительские группы товаров (авто, бытовую технику, обувь и одежду) не избежать.
Зато самая нашумевшая новация - так называемая "налоговая амнистия", - все же не была поддержана. Она предусматривала, что физлица-налогоплательщики должны раскрыть фискальным органам информацию о своих денежных средствах, ценных бумагах, банковских металлах, и прочих активах (движимом и недвижимом имуществе, паях в капитале юридических лиц и т.д.). Впоследствии все траты, которые превышали сумму задекларированных активов, облагались бы налогом в размере 30% (с разницы).
:: Шоу продолжается
Надеяться на то, что утвержденные Верховной Радой элементы налоговой реформы получат вето Президента, не приходится. Хотя бы потому, что многие из принятых норм легли в основу государственного бюджета на 2015 г., который был поддержан депутатами вслед за изменениями в Налоговый кодекс. Правда, парламентарии пообещали вернуться к дискуссионным вопросам (в отношении НДС, налогообложения доходов физлиц и т.д.) в начале 2015 г. Но нет никаких гарантий, что очередная порция новаций будет более лояльной к бизнесу и гражданам. Особенно учитывая настрой Кабмина "продавить" изменения в Налоговый кодекс в обход позиции ГФС и даже профильного комитета. Так что, остается лишь гадать, за какую порцию правительственных новаций народные избранники вновь подымут руки.

Share on Google Plus